1
ноя
2017
Как не попасть на заметку налоговой: опасные схемы и ошибки руководителей

Как не попасть на заметку налоговой: опасные схемы и ошибки руководителей

В ноябре 2017 г. популярный журнал для руководителей бизнес-журнал "Генеральный директор" опубликовал статью Исполнительного директора ГК "ЭКСПЕРТА" Лебедевой И.К. посвященную проблеме популярных схем ухода от налогов российскими компаниями и последствиям их применения для руководителей.

Читайте экспертное мнение на одну из самых актуальных тем современного бизнеса!

Начнем с того, что всем «любителям» налоговых схем настоятельно рекомендую ознакомиться с Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора), утвержденными Следственным комитетом и ФНС России в июле 2017 года. Данные рекомендации содержат, в том числе описания схем, часто применяющихся для уклонения от уплаты налогов, а также методики, которыми контролирующие органы планируют их выявлять.

Основной задачей контролирующих органов при этом будет доказать тот факт, что налогоплательщик умышленно не уплатил или не полностью уплатил налоги, а, следовательно, попадает под ответственность по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса РФ, устанавливающую штраф в размере 40% от неуплаченной суммы. То же деяние, совершенное непреднамеренно, влечет наложение штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы.

№1

По-прежнему, самым популярным способом получения необоснованной налоговой выгоды, о котором прекрасно известно ФНС, являются фиктивные сделки с фирмами-однодневками:

  • для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без соответствующего движения товара (работ, услуг);
  • либо с целью увеличения добавленной стоимости товара (работ, услуг) и уменьшения налоговой нагрузки на производственные подразделения.

При использовании схемы оформляются фиктивные счета, акты, накладные, счета-фактуры на приобретение товаров (работ, услуг) по рыночной или завышенной стоимости у подставных лиц (фирм-однодневок), при этом фактически сделки не происходит, а компания получает возможность учесть данные суммы в расходах при расчете налоговой базы по налогу на прибыль и/или уменьшить за счет «входящего» НДС сумму НДС к уплате в бюджет.

Задача налоговых органов в данном случае доказать умышленность совершения налогового правонарушения путем выявления действий компании, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитацию реальной экономической деятельности подставных лиц (фирм-однодневок).

Доказательство может строиться через выявление связи между фактическим поставщиком и покупателем товаров, в том числе через посредников, один из которых имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, например, не уплачивает налоги. В таких случаях налоговому органу необходимо установить и доказать подконтрольность (прямую или косвенную) фирмы-однодневки поставщику или покупателю.

Компании, работающие с фирмами-однодневками, в том числе и через посредников, относятся по мнению ФНС к применяющим способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском и в первую очередь подпадают под проведение выездной налоговой проверки. Подробнее см. «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденную Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), а также публикацию на сайте http://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/

Руководитель компании, замеченной в отношениях с фирмой-однодневкой, должен быть готов:

  • ответить на вопросы проверяющих об экономической обоснованности сделки, ее направленности на получение компанией налогооблагаемых доходов;
  • предоставить данные о процессе отбора поставщика товаров, работ, услуг желательно на конкурсной основе и проведении его проверки на благонадежность с помощью имеющихся ресурсов, подтверждая тем самым проявление им должной осмотрительности в выборе контрагента, который, по мнению ФНС, не должен иметь задолженности по налогам, налоговых правонарушений и своевременно сдавать отчетность;
  • а также предъявить деловую переписку и рассказать, где и когда происходили встречи с представителями контрагента, подтвердив это документально и указав, с кем конкретно договаривались об условиях поставки.

ФНС вправе: затребовать складские, транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие фактическую перевозку товаров от поставщика к покупателю, в том числе и через посредников; осмотреть склады, где хранился товар, транспортные средства, осуществлявшие перевозку; получить показания свидетелей среди работников компании и/или поставщика/посредника, осуществлявших отгрузку, перевозку и приемку товара; просмотреть видеозаписи камер видеонаблюдения на складах и в пути следования, подтверждающие факт отгрузки, перемещения и приемки ТМЦ.

Проверяющие будут искать связь между фирмой-однодневкой и компанией, получившей необоснованную налоговую выгоду, анализируя финансово-хозяйственную деятельность этих организаций и возможные связи (одна бухгалтерская обслуживающая компания, один IP-адрес, использовавшийся для сдачи отчетности и распоряжений расчетными счетами и т.п.). При необходимости, произведут выемки документов и прочих свидетельств взаимосвязанности компаний, осмотры офисных помещений и допросы сотрудников.

№2

На втором месте в «рейтинге» популярных схем - дробление бизнеса с целью необоснованного применения спецрежимов, например: упрощенной системы налогообложения (далее – УСН); системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД).

Так, например, для минимизации налогообложения в рамках группы компаний открываются несколько ООО или ИП на УСН, которые по отдельности соответствуют критериям НК РФ для применения УСН, в том числе по объему выручки и размеру активов для УСН, но суммарно не соответствуют и должны были бы уплачивать НДС, налог на прибыль и другие налоги по основной системе налогообложения.

Либо регистрируются несколько подконтрольных основной компании ИП, которые по отдельности соответствуют критериям НК РФ для уплаты ЕНВД, например, в том числе по объему арендуемой ими торговой площади у головной компании, которая фактически должна была бы уплачивать налог по основной системе налогообложения либо единый налог при применении УСН.

Главный вопрос при этом, как контролирующие органы смогут отличать необоснованное применение спецрежимов от их законного применения, ведь согласно НК РФ налогоплательщик имеет право их использовать при наличии оснований, установленных Кодексом.

В данном случае ФНС будет доказывать умысел в действиях налогоплательщика по дроблению бизнеса, а компания должна подтвердить, обособленность хозяйственной деятельности выделенных юридических лиц и ИП, о которых могут свидетельствовать следующие факты:

  • различные юридические адреса, разные офисные помещения, фактически занимаемые компаниями и ИП, отсутствие пересечений в производственном процессе;
  • ведение бухгалтерского, налогового учета и сдача отчетности разными физическими лицами либо обслуживающими компаниями, обособленное хранение бухгалтерских документов и отчетности;
  • компания не расторгает договоры с контрагентами и не перезаключает их на другую связанную организацию/ИП при приближении к установленному лимиту доходов на УСН;
  • а торговые площади, относящиеся к ИП на ЕНВД, представляют собой обособленный от торговых площадей компании объект со своими ККМ, сотрудниками, складскими помещениями и т.п.